История мидян темна и непонятна - говаривал учитель древней истории в одном из дореволюционных рассказов. Что нам мидяне – история альбомов Марины Журавлевой, выпущенных в Советском Союзе, не менее темна, хотя все это происходило совсем недавно, каких-то 20 лет назад.
И официальный сайт певицы www.mzhuravleva.ru, и другие источники в Инете (вроде Википедии) дают противоречивую информацию. Особенно это касается первого альбома (то ли магнитоальбома, то ли виниловой пластинки), даты выпуска – 89 или 91годы, а также, как написал один автор, «загадочной песни «Наши души».
Выскажу свою версию и попытаюсь ее доказать.
Вначале – моя версия.
В 1989 году был выпущен первый магнитоальбом Марины Журавлевой, состоящий из 9 песен, в т.ч. «Наши души». В 1990 году магнитоальбом «Алые Гвоздики» из 9 песен, в 1991 – магнитоальбом «Белая Черемуха» из 11 песен. Также ориентировочно весной 1991 года выходит винил «Поцелуй меня только раз», состоящий из 8 песен магнитоальбома-89, исключая песню «Наши души». Осенью 1991 года Марина и Сергей собирались начать работу над четвертым альбомом, но помешали обстоятельства. В начале 1992 года Марина Журавлева и Сергей Сарычев уезжают в США. Вышедший в 1992 году винил «Белая Черемуха», состоящий из 10 песен (5 из "Алых Гвоздик" и 5 из "Белой Черемухи") был просто сборником хитов 90-91 гг.
Начнем с пластинки "Поцелуй меня только раз" - почему датирую весной 1991 года?
Сначала погуглим. Официальный сайт фирмы «Мелодия» (www.melody.su) информации не дает. К счастью, в Инете есть сайт
http://rockdisco.narod.ru, позволяющий по шифру пластинок «Мелодии» определить год их выпуска. Шифр нашей пластинки – C60 30157 000. Находим - это 1990 год. Те же данные указаны на пластинке – запись 1989г., © – 1990г.
В советские времена «Мелодия» выпускала ежеквартальный каталог своей продукции. Там, возможно, были более точные данные о выпуске пластинки. Но каталога под рукой нет.
Теперь косвенные данные. В «Аргументах и Фактах» в № 21 /91 (июнь 1991 г.) помещено интервью с Мариной Журавлевой и Сергеем Сарычевым. Тема разговора – двойники Марины Журавлевой, гастролирующие по стране и поющие под ее фонограмму. (Тема прямо таки вечная – сообщают, что и ныне, в 2011 г. у Марины начали появляться двойники…). Интервью сопровождается фотографией, на которой Марина и Сергей показывают свою пластинку. Такая ненавязчивая презентация… Сергей сидит в куртке, иными словами, это – непоздняя весна.
Есть еще одно интервью с Мариной Журавлевой. Каким-то бесом (но далеко не случайно – фанатея от песен Марины, я старался собирать о ней информацию) у меня сохранилось ее интервью из малоизвестной газеты «Рок-оператив», №1 (возможно, и последний – в то время это было часто), ноябрь 1991г. Интервью взято летом 1991 г. в Махачкале во время гастролей Марины по Кавказу. Вот кусочек из этого интервью:
- Когда ты начала записываться?
-В 1989 году я записала свой первый альбом, сейчас вышла новая пластинка, она называется «Поцелуй меня только раз». После этого я выпустила еще два альбома. Слова мои, музыка Сергея Сарычева. Осенью мы с Сергеем собираемся выпустить четвертый альбом.
Насчет пластинки вроде бы все выяснилось. Четвертый советский альбом так и не был создан. Произошел путч ГКЧП, все в стране завертелось, а в довершение ко всему на Марину и Сергея после кавказских гастролей наехали бандиты. История эта, существенно подтолкнувшая их к эмиграции, описана
http://vip-volga.narod.ru/sarychev/sarychev.html . Следующий альбом Марины «Пусть говорят» появился уже в 1994 году, на американской земле.
Теперь попытаемся определиться с магнитоальбомом 1989 года. В приведенном выше интервью Марина Журавлева не говорит явно, что на пластинке записан ее магнитоальбом 1989 г. Какой же был состав этого альбома? Попробую определить на основе имеющихся у меня данных, если что не так – просьба не бить ногами, а предъявлять доказательства.
В начале 1994 года я записал в одной (загибавшейся уже к тому времени) московской студии звукозаписи три магнитоальбома Марины Журавлевой. Многие, наверно, помнят об этой когда-то востребованной услуге, позволявшей иметь дома альбомы и западных исполнителей, не выходивших на пластинках в Советском Союзе, и отечественного рок-андеграунда. Информация об имевшихся в студии записях обычно вывешивалась в виде длинного списка на листочках в таком формате: исполнитель – год издания альбома. В данном случае это было: Марина Журавлева – 89,90,91.
Насчет альбомов 90 и 91 – это альбомы "Алые Гвоздики" из 9 песен и "Белая Черемуха" из 11.
Магнитоальбом -89 – это песни из пластинки "Поцелуй меня только раз" в другом порядке и песня «Наши души».
Вот треклист:
1. Поцелуй меня
2. Знаю, поздно
3. Я люблю тебя
4. Где ты?
5. Поезд любви
6. Без тебя
7. Я не та
8. Наши души
9. У счастья на краю
Для сравнения: треклист пластинки "Поцелуй меня только раз":
1. Поцелуй меня
2. Где ты?
3. Знаю, поздно
4. У счастья на краю
5. Без тебя
6. Я люблю тебя
7. Поезд любви
8. Я не та
Нетрудно заметить, что, кроме первой песни, все остальные в магнитоальбоме расположены в другом порядке, чем на пластинке.
Добавлю, что все песни на магнитоальбоме полностью идентичны песням на виниле. Отсутствует также представление Марины Журавлевой слушателям («популярная московская певица» и т.д.).
Итак, это альбом 1989 года? Ведь записал я его в начале 1994. Попытаюсь представить возможные возражения и ответить на них:
- «Наши души» относятся к альбому "Алые Гвоздики", последняя, 10 песня. А здесь просто дописка.
Но посмотрим: НД на предпоследнем месте в треклисте магнитоальбома-89. На последнем – песня «У счастья на краю», находящаяся также на виниле.
Кстати, видел я и такие варианты "Алых Гвоздик" (например, на РуТрекере), когда альбом состоит из 11 песен, где две последние: «Наши души» и «У счастья на краю». Но почему бы не предположить, что именно здесь - дописка?
Для тех, кто не в теме: Дописка была обычной практикой студий звукозаписи. Запись в студиях оплачивалась поминутно. При записи альбома обычно оплачивалась вся сторона кассеты - 45 минут. Если альбом был поменьше, часто к альбому дописывались 1-2 песни этого исполнителя или близкого ему по жанру. В этом смысле альбом "Алые Гвоздики" идеален для дописки, его продолжительность - 33,2 мин.
Смысл дописки НД к альбому-90 вполне понятен. Ведь это единственная песня из малоизвестного альбома-89, не вошедшая в широко известный винил. Возможно, песня вначале иногда дописывалась по просьбам клиентов студий, а впоследствии - последние 2 песни с магнитоальбома-89 писались просто механически (при аналоговой магнитной записи сделать это легче, чем вычленить из альбома конкретную песню).
Кстати: разве не заметно, что по своему звучанию НД куда ближе первому альбому, чем второму?
-Ну, а если песни НД и «У счастья на краю» были записаны уже после магнитоальбома-89?
Обратите внимание: две песни из первого альбома написаны на стихи И. Шаферана («У счастья на краю» и «Поезд любви»). Как говорит Сергей Сарычев (http://www.sergeysarychev.com/news/4/24/), в период «Альфы» он обычно писал музыку уже к готовым текстам. И. Шаферан писал тексты к песням Сарычева и раньше (например, «Цунами»). Логично предположить, что начиная проект «Марина Журавлева», Сергей действовал привычными для него методами и обратился к известному ему поэту-песеннику. Если это так, то песни на стихи И. Шаферана были написаны в числе первых. Потом Марина доказала, что умеет сочинять стихи, и в последующем писала тексты к своим песням уже сама.
-Почему же песня «Наши души» не вошла в состав винила?
Этого я не знаю, но, возможно, из-за ее «озорного» характера. Чего стоит один припев: «Боже, спаси нас…»
Возможно, при гос. атеизме, плавно перешедшем в гос. православие, на эти «баптистские песнопения» посмотрели косо.
Таково мое представление о магнитоальбоме-89.