Продолжение «Электрошока» выходит на русском
Лоран Гарнье : "Диджеи и превратились в модный аксессуар, в набившую оскомину банальность."
Книга об истории танцевальной музыки с самых ее истоков на основе собственной автобиографии француза выйдет в конце ноября в России с дополнениями вплоть до 2013 года. Впрочем книга знаменита. Нам больше интересно нынешнее мнение Лорана о ситуации вокруг индустрии. Немного его тезисов из интервью Афише:
-Каждое новое поколение отстаивает у предыдущего свою территорию — политическую, культурную, сексуальную и так далее. Эта битва неизменно заканчивается одинаково: молодежь остается за рамками до тех пор, пока она сама не становится частью «системы». Точнее, до того момента, когда введенные ей новшества (эстетические, музыкальные и т.п.) начинают регулироваться рынком. После этого молодое поколение становится взрослым. Пока оно «официально» укрепляется во власти, подрастает новое поколение. Этот механизм работает безотказно…
- Культура, в которой они растут, требует от них быстрой реакции, и поэтому прочувствовать звук, отдаться музыке у некоторых получается с трудом. Как отдаться мечтаниям и насладиться тишиной или забыться в танце, если ты постоянно «фоткаешь», «постишь» и «лайкаешь» одновременно?...Это поколение не вкушает музыку, как предыдущее, — это факт и реальность, в которой нам нужно сочинять музыку.
-...в США, грубо говоря, дело обернулось кошмаром. В частности, на таких гигантских фестивалях, как Ultra в Майями, публика вынуждена танцевать под бездушный полуфабрикат от продюсеров, заинтересованных исключительно в увеличении прибыли. Поскольку американская андеграундная сцена давно исчезла, тамошней молодежи часто не остается ничего другого, кроме как отрываться под эту вульгарную музыку псевдоартистов без стыда и совести.
-2000 год стал символом роста финансового аппетита некоторых персонажей международной электро-сцены. Этот пласт диджеев и продюсеров унаследовал модель ведения дел напрямую от таких музыкальных королей, как Норман Кук (Fatboy Slim): максимальная прибыль и гонорары с пятью нулями. Среди них многие впитали культурные клише хип-хопа: блинг-блинг-эстетика, горячие девочки в бикини, частный самолет, путешествия первым классом, фонтаны «Дом Периньона» — все это дерьмо было воспринято «деловыми» парнями от А до Я. ...При этом, когда мы смотрим на список самых популярных диджеев за 2012 год и слушаем миксы первых трех (Армин Ван Бюрен, Тиесто и Авичи), мы непременно задаемся вопросом о том, какое место занимает непосредственно музыка в их бизнесе.
-Конечно, они выполняют свою работу — ровно настолько, насколько вы любите массовую коммерческую музыку. Они выполняют свою работу, «намочив рубашку» (как они сами выражаются), они играют максимум двухчасовые сеты, обрушивая на публику заготовленный несколько недель заранее хитовый блокбастер под тщательно подогнанные цифровые инсталляции. Сегодня почти невозможно представить диджея мирового уровня без сопровождения специально разработанной для шоу видеоанимации, в которой то и дело появляется логотип с его именем или отличительным знаком. Отныне у диджеев есть… логотип! Как у коммерческих брендов. Те, кто собирает стадионы, именно в таком качестве сегодня себя и представляют. В любом случае, послание ясно: «мы занимаемся крупным бизнесом». Зачем тогда сохранять какой-то там этикет и даже заботиться о качестве музыки, если дела и так идут прекрасно. И при этом с долгосрочными гарантиями!
-Недавно я заглянул в рейтинг самых высокооплачиваемых диджеев 2012 года. Мне стало страшно! Например, мегакоммерческий голландский диджей Тиесто за год заработал двадцать два миллиона долларов! Состояние двух новых диджеев, модных сегодня в Америке, Скриллекса и Стива Аоки, никому не известных в мире электронной музыки еще три года назад, сегодня составляет пятнадцать и двенадцать миллионов соответственно — за каких-то двести выступлений на счетчике... Учитывая весьма сомнительное качество их музыки, мы вправе задаться вопросом о причинах этого грандиозного успеха.
-Давайте вспомним: в 1990 году приблизиться к кому-то из знаменитых в андеграунде личностей было практически невозможно, а к подобным попыткам они сами и в их окружении относились подозрительно. Десятилетие спустя подростки уже меняли свои коллекции футбольных карточек на пару вертушек MKII, мечтая стать новым Джеффом Миллзом. Затем в 2001 году появился iPod. В мгновение ока каждый получил возможность составлять свою собственную фонотеку, превращаясь в потенциального диджея. Внезапно начинающие диджеи появились повсюду — в барах и в продвинутых ресторанах Парижа, Барселоны, Лондона. Затем прошла волна демократизации интернета. Этот же процесс стал причиной того, что андеграунд больше не мог существовать. Shazam стал основной программой идентификации треков на танцполе, социальные сети предложили грандиозную платформу для постоянной саморекламы.
-Вот тут-то диджеи и превратились в модный аксессуар, в набившую оскомину банальность.
-На протяжении вот уже нескольких лет мне часто приходится играть после группы или диджея, которых бы пятнадцать лет назад публика освистала за такое отвратительное качество музыки. Поверьте мне на слово, тогда нравы были суровые!
-Сегодня я вижу стадионы, забитые публикой на выступлениях артистов, которые способны предложить лишь отформатированную пресную музычку наподобие Армина Ван Бюрена или Авичи. Отсюда вопрос: почему публика так гоняется за ними? Во многом из-за имиджа этих диджеев, поскольку сегодня над содержанием, над самой музыкой явно главенствует упаковка. Вопреки всякой здравой логике норма сегодняшнего дня — это поднять шум вокруг своей личности, отыграть хитовые треки, идя на поводу у публики, и наконец занять свое место на пьедестале коммерческого хауса. Например? Например, такие новые суперзвезды, как Хардвелл, Сандер Ван Дурн, Бенни Бенасси или Dada Life.
-Сегодня, тридцать лет спустя, после таких тяжеловесов сценического цирка, как Guns N’ Roses, мы вновь оказались в изначальной точке отсчета: «максимальная знаменитость!» Это стало золотым правилом в нашем информационном обществе потребления, где имидж идет впереди таланта. В то время как в 90-х всем было все равно, как выглядит Майк Бэнкс или Maurizio, сегодня выступать с закрытым лицом считается «занятной» тенденцией (за исключением Daft Punk). Поскольку она сильно идет вразрез с канонами эпохи. Эпохи, в которой, кажется, уже больше нет места интимности и где напоказ нужно выставлять все подробности жизни или имижда для того, чтобы существовать.
-Появление новой публики, нового поколения техно-музыкантов, нового формата поп-музыки и невиданных меркантильных стратегий «парней, переодетых в артистов», заставило диджеев и продюсеров моего поколения искать свой собственный ответ на эти феномены: кто-то довольно быстро вышел на пенсию, другие продолжили свои карьеры, отказываясь эволюционировать и менять свой стиль и политику. Третьи постарались любой ценой адаптироваться к новым канонам. Наконец, есть и такие, как Ричи Хотин, которым удалось постоянно эволюционировать без ущерба качеству музыки и измены своим принципам, что и принесло им признание.
-Путешествовать на частном самолете — прекрасная стратегия для поддержания марки? Мне совершенно наплевать на частный самолет! Иметь корпоративного рекламного спонсора и требовать от него баснословные гонорары — это норма? Прежде чем заговорить со мной о деньгах, я хочу, чтобы со мной поговорили о музыке.В любом случае, деньги никогда не были для меня главной мотивацией, — я всегда работал для аффективного опыта. Я никогда не работал так упорно, как последние десять лет. И как можно догадаться, заработать на жизнь живыми выступлениями и музыкой для балета нельзя.
-Ну и что из этого? Из-за этого я должен отказаться от того, что мне нравится делать? Конечно, нет! Мне обязательно нужно продолжать диджейские турне для поддержания моих параллельных проектов — например, моей еженедельной передачи на радио Mouv’. Кроме того, такие турне позволяют мне сохранять контакт с публикой. Мой образ жизни и комфорт моей семьи также зависят от них. Наконец, в этом вся моя жизнь. Поэтому я буду продолжать гнуть свою линию и просто делать свое дело. До сих пор на жизнь мне хватало. Посмотрим, как долго это продолжится».
***
Книга, написанная в прошлом году, наконец-то выходит в русском переводе
В конце ноября на русском языке выйдет новое издание книги «Электрошок» мемуаров одного из лучших ди-джеев планеты Лорана Гарнье (Laurent Garnier), описывающих изменения в танцевальной музыке и культуре за последнюю четверть века.
Написанный Лораном Гарнье в соавторстве с журналистом Давидом Брен-Ламбером «Электрошок» — это автобиография, она же травелог, она же путеводитель по жанрам танцевальной музыки. Гарнье не только излагает этапы своего большого пути, но и объясняет, в чем заключается ремесло ди-джея. В новую версию добавлены главы об EDM и цифровой культуре — история продолжается до 2013 года. Нельзя сказать, что Лоран лестно отзывается о современных процессах в клубной культуре, но, в то же время, он отлично объясняет эти явления.
Интервью: Илья Воронин, издатель книги «Электрошок»